Пути выхода из мирового экономического кризиса, а также некоторые вопросы жизни в России и зарубежом.

Economic Consulting Group

Текущая ситуация в экономике стала уже сильно напоминать стагнацию. А почему? Потому что, чтобы не происходило, как бы не старались власти стран и ФРС США, ничего толком не меняется. ФРС США занято сейчас только одним – поддержанием стабильности мировой финансовой системы, оттягивая неизбежный конец постоянно скупают плохие (невозвратные) долги, называя эту скупку «количественным смягчением». Все пытаются запустить механизм роста спроса в мировой экономике, а он не растет. Спросите : почему? Отвечу. Если у вас вся система построена на долге и сейчас уже нет возможности перекредитоваться по более низкой ставке и приходиться постоянно списывать долги количественным смягчением, то с каждым новым днем денег в мировой финансовой системе больше не станет. То есть долги списываются и на этом все, нет точки приложения для новых кредитов. Точнее, общая сумма выданных кредитов постоянно сейчас сокращается, а также сокращается маржа банков, из-за вынужденного перекредитования невозвратных долгов по более низкой ставке. В итоге свободных денег для инвестиций или прибыли в системе все меньше и меньше – отсюда и падение соответственно общего спроса в экономике. И с этой моделью ничего не поделаешь. Она так устроена. Только на рост, только на рост потребления и спроса.

Но эта модель опасна для нашей планеты Земля, так как ресурсы ее  конечны, а некоторые невозобновляемы. Уже сейчас мы видим, как при таком безудержанном росте потребления через 20-30 лет запасы некоторых полезных ископаемых сведутся к нулю. А также в обозримом будущем мы останемся без нефти и газа. Отсюда явно видно, что такая модель развития исчерпала себя не только в системном экономическом плане распределения материальных ценностей, но и в плане рачительного и оптимального расходования того, что нам дала природа. С такой системой мы ведем нашу Землю к катастрофе.

Ситуация действительно стала приобретать угрожающие очертания. Потому что все движется по типу «медленного сползания», характерного для стагнации экономики, сползания в пропасть. И из-за этого порой не заметно, что происходит на самом деле и какие опасности таит в себе текущее положение дел, потому что к нему быстро привыкаешь и воспринимаешь это как данность. А это большая ошибка. Мы должны трезво осознавать, что неустойчивая модель экономики, нацеленная только на рост потребления однозначно приведет жизнь на Земле к хаосу и к резкому ухудшению положения дел, после того как внезапно истощатся запасы и экономическая система не сможет быстро перестроиться на новые условия жизни.

Мы все стали заложниками этой системы. Рынки перенасыщены товарами, резко растет конкуренция за сферы влияния, причина этого проста – перекредитованность всех отраслей экономики и политика легких денег привела к тому, что технологические центры в погоне за новой прибылью и новым спросом расширяются уже за счет других территорий, которые раньше традиционно занимали и занимают их конкуренты. Корпорации объединяются, делаются мегахолдинги, которые распространяют свое влияние и за счет масштаба развития и производства давят просто мелких локальных конкурентов. В итоге сокращается общая добавленная стоимость производства в стране, так как на рынок приходит импортный более дешевый товар, вытесняя отечественный. Интересно, что ВТО обеспечивает, в том числе, единство правил торговли и не дает странам противиться кредитной экспансии товаров на их рынок, ставя защитные таможенные барьеры.

Всё большее расслоение общества на богатых и бедных, причем не только у нас, но и по всему миру, обусловлено как раз избранной моделью экономики, а именно ссудным процентом. Дело в том, что деньги стремятся туда, где сумма прибыли наибольшая. А так как у разных структур — разный доступ к финансам, кто то может получить деньги из ФРС под 1%, а другие — у обычных банков под 20% приводит, в том числе к тому что более прибыльные с точки зрения производства проекты становятся неконкурентоспособными, только лишь потому, что другой менее рентабельный проект имеет более низкую ставку взятого кредита, так как он более большой по капвложениям. В итоге на этом примере видно, что деньги будут вкладываться опять не в маленький и даже рентабельный проект, а в большой и менее рентабельный, но за счет объема проекта и объема вложений и более дешевого кредита — более прибыльный. Эта схема и способствует постепенному и необратимому в модели ссудного процента расслоению экономики на бедных и богатых.

Поэтому единственным выходом из сложившегося кризиса является создание модели, которая была бы устойчива и при росте экономики и при временном откате. Из-за мирового ссудного процента, как основы движения денег в мировой экономике, мы пришли к необходимости постоянного стимулирования спроса, что в реальности невозможно и как показано выше – опасно для устойчивого развития и жизнедеятельности на Земле.

Почему ФРС США так боится падения темпов роста мировой экономики и любыми способами старается поддержать спрос?  Ведь раньше были войны и рост экономики замедлялся или вообще экономика падала и ничего. А ответ прост: все дело в навесе фондового рынка и деривативов (после отмены привязки к золоту), которые устроены так, что их покупают для того чтобы в будущем получить прибыль от их продажи. А если ситуация в экономике войдет в фазу снижения роста или падения экономики, то это поставит под большой вопрос окупаемость всех вложений в фондовый рынок и другие фонды и деривативы и начнется обрушение всего этого «карточного дома».

В опубликованной ранее статье [1] предлагается отказаться от мирового ссудного процента и ввести новую мировую валюту, которая станет единым платежным средством для межгосударственных расчетов — Новлон (NOVLON). Ее основным свойством является то, что она ни при каких обстоятельствах не изменяет своей меры стоимости относительно национальных валют стран, из-за особой схемы ее эмиссии и расчета курса. Эта схема изложена в статье [1]. Для этой валюты исключена возможность бесконтрольной эмиссии в принципе, а ее эмитирует Международный Валютный Банк, на основании 2х приведенных в статье правил (пример расчета также в статье приведен). То есть каждая страна зачисляет в какой-то момент на счет МВБ свой объем нацвалюты и по предложенной простой формуле происходит расчет курса Новлона к ее национальной валюте и на счет ЦБ этой страны зачисляется по данному курсу сумма Новлонов.

Новые курсы NOVLON по отношению к национальным валютам стран рассчитываются по формуле, соответствующей следующим двум принципам: учету пропорций по лимиту выделенному каждой стране  между предыдущим значением суммы национальной валюты для обмена и ее следующим значением и учета весовых коэффициентов каждой страны участницы системы соответственно ее начальному торговому обороту с другими странами участниками.

Рекуррентная формула для расчета:

Курс  Новлона по отношению к  ее нац. валюте для страны в расчетный момент времени t2 = Предыдущее расчетное значение курса Новлона в момент времени t1 умножить на коэффициент, равный отношению новой заявки (сумма нац. валюты) на покупку Новлонов в момент времени t2 к моменту времени t1 и умноженной на весовой коэффициент, равный отношению суммарного количества Новлонов в момент времени t1, расчитанному по предыдущему курсу на момент времени t1 к суммарному количеству Новлонов, с учетом уже новой заявки для момента времени t2, но рассчитанному также по предыдущему курсу в момент времени t1.

К примеру,

1 NVL (NOVLON) = 10 RUB (рублей) и России необходимо для осуществления международных расчетов 100000 NVL каждый час.

1 NVL = 20 (Юаням) и Китаю необходимо для осуществления международных расчетов 200000 NVL каждый час.

1 NVL = 10 (Фунтам) и Великобритании необходимо для осуществления международных расчетов 300000 NVL каждый час.

(Прим.:  все числа приведены условно).

Система позволяет ее запустить даже для трех стран – количество стран системы не ограничено (в идеале должны быть все страны мира).

Одно условие – курс NOVLON устанавливается только к национальным валютам стран, поэтому Евро и Доллар не могут участвовать в этой системе в текущем виде и должны быть преобразованы к общим требованиям системы для национальных валют.

Далее, получаем что, Россия должна разместить на счете ММБ (Международного Мирового Банка) 100000 NVL*10= 1000000 рублей. В обмен на счет ЦБ России зачисляется 100000 NVLs (по установленному на начальном этапе курсу). В будущем, это может быть не только ЦБ России, но и другие банки России, допущенные до международных валютных операций.

Точно такая же операция проводится и для других стран системы. В данном примере: Китай разместил 4000000 Юаней по курсу 20 за 1 NVL, на счет ЦБ Китая зачислили 200000 NVLs; Великобритания разместила 3000000 фунтов по курсу 10 за 1 NVLS, на счет ЦБ Великобритании зачислили 300000 NVLs.

В следующий расчетный период (в данном случае — расчетный час) ММБ смотрит, сколько средств разместили на своих счетах участники системы. Допустим, Россия разместила 2000000 рублей, Китай 8000000 Юаней,  Великобритания 6000000 фунтов..

Рассчитаем для данного примера: (числа потом можно заменить переменными – со своими значениями).

Выполняем первый принцип:

Россия: отношение 2000000 размещенных рублей к лимиту 100000 NVL с учетом курса 1NVL=10  рублей уже 2 к 1., тогда вводим поправочный коэффициент 2. (что логично – рубль должен в 2 раза обесцениться).

Китай: отношение 8млн Юаней к установленному лимиту в 200000 NVL c учетом курса 1NVL=20 юаням уже 2 к 1 (8000000/20/200000), тогда вводим поправочный коэффициент для Китая 2.

Великобритания: отношение 6млн фунтов к установленному лимиту 300000 NVL  с учетом курса 1NVL=10 фунтам стало 2 к 1 (6000000/10/300000), тогда вводим поправочный коэффициент для Великобритании 2.

Выполняем второй принцип:

(2000000/10+8000000/20+6000000/10)=1200000 что в 2 раза больше чем в предыдущий расчетный период: (1000000/10+4000000/20+3000000/10)=600000. Тогда поправочный коэффициент необходимо уменьшить в 2 раза, так как все страны одинаково в 2 раза больше за один и тот же расчетный период разместили на рынке своей национальной валюты.

В итоге поправочный коэффициент для России 2/2=1, итак для каждой страны, то есть новые валютные курсы в следующий расчетный период не изменились и остались прежними:

1 NVL =10  рублей, 1 NVL = 20 Юаней, 1 NVL =10 фунтов.

Стоимость NVL относительно этих трех валют не изменилась и осталась постоянной.

В итоге: ни одна страна в мире не сможет для своей выгоды эмитировать эту новую валюту Новлон, все страны будут иметь равный доступ на рынок международных расчетов. Эту систему можно вводить поэтапно: например даже в рамках СНГ или ЕвраЗЭС. А затем все локальные системы объединить в единую мировую систему по системам пропорциональных коэффициентов от объема эмитированнных уже Новлонов и суммарного торгового оборота. То есть мы получаем единую и справедливую систему международных расчетов.

Мы предлагаем следующие принципы организации мировой финансовой системы:

  1. Каждая страна – равноправный участник мировой финансовой системы, имеющий право свободной эмиссии своей национальной валюты (в том числе и для защиты своего производителя).
  2. На территории каждой страны имеет право приниматься к оплате только одна национальная валюта данной страны.
  3. Все международные расчеты должны осуществляться посредством одного единого платежного средства (валюты) – NOVLON (название придумано исходя из его нейтральности и красоты звучания).
  4. Мера стоимости NOVLONа должна быть постоянна во времени относительно всех национальных валют, входящих в эту систему международных расчетов.
  5. При включении новой страны в систему мера стоимости NOVLONа также не должна изменятся. В итоге все товарно-материальные ценности, стоимость которых выражена в NOVLONS не будут обесцениваться с течением времени из-за валютных рисков, а только вследствие фактического падения цены на них из-за конъюнктуры рынка.
  6. Единственным мировым эмитентом NOVLONа должен быть уполномоченный межгосударственными соглашениями участников мировой финансовой системы – новый международный мировой банк, который является чисто техническим банком и не имеет право сам эмитировать валюту на мировой рынок.
  7. Для обеспечения международного валютного обмена при создании данной системы страны договариваются о необходимом каждой стране-участнице  количестве средств (NOVLONS) на определенный период времени (в зависимости от удобного периода расчетов: год, месяц, день, час и т.д.) (то есть уровне ликвидности) и начальному курсу NOVLON к своей национальной валюте. Это есть начальные условия для запуска системы расчетов.
  8. Далее каждый расчетный период по приведенной формуле производится расчет новых курсов национальных валют к Новлону, исходя из выставленных ЦБ стран участниц системы заявок.

 

 

Так как предлагаемая валюта Новлон по определению не может быть произвольна эмитированна, то тогда она всегда будет иметь одинаковую стоимость и не обесцениваться со временем, а значит вложения в нее будут более выгодны. чем в любой другой инструмент (даже золото), так как Новлон ни при каких обстоятельствах не может обесцениться (по правилам предлагаемой системы расчетов курса Новлона). А значит все капиталы побегут в Новлон и будут держаться там до тех пор, пока не найдут нужную точку своего приложения в экономике.     Данная система позволяет перейти на нее постепенно и таким образом не позволит быть скачкам или другим потрясениям в мировой финансовой системе.

Такая же ситуация характерна и для России.

В России на эту проблему наслаивается большая проблема – коррупция. Ее основная причина связана с тем, что рыночная экономика имеет в России еще не очень длинную историю, мы еще переживаем эпоху первоначального накопления и сейчас уже перераспределения капитала. И это положение подкрепляется еще легкими деньгами, которые наши экспортеры получают от продажи «народного достояния» — недр Российской Федерации.  Далее идет перераспределение денег по территории страны по разным прикладным схемам: сфера услуг для компаний экспортеров, банковские услуги кредитования, инвестиционные проекты в недвижимости, инфраструктурные проекты, налоги и госпошлины и т д.

В итоге получаем такую пирамидальную схему распределения средств от большего к малому. То есть большинство граждан страны становятся не нужны в этой схеме, они, наоборот, как бы «идут в нагрузку». Поэтому за доступ к пирогу разумно ранжировать их по степени богатства. То есть если у тебя есть деньги, то ты где надо заплатишь, и тебе дадут с черного хода то, что не могут другие получить законным способом. Это не моя идея. Это так устроена система сейчас. Посмотрим на Китай, там население задействовано в производстве и экономике страны выгодны профессионально пригодные граждане. Поэтому Китаю не выгодна коррупция, так как тогда система производства будет работать неэффективно: каждый проект будет пробуксовывать на согласовании, постоянно идут необоснованные удорожания, в итоге проект становится дороже, чем такой же у конкурента. Именно эти симптомы и наблюдаются в России, в Китае их почти нет.

Как бороться с этой проблемой? Ответ: есть два важных момента, которые необходимо ликвидировать, чтобы побороть коррупцию. Первый: это нечеткое трактование законов РФ, когда формулировки законов очень часто допускают существенно различные решения чиновников или судей в зависимости от его чисто субъективного мнения. Необходимо провести ревизию всех таких законодательных актов и по возможности как можно более подробно прописать процедуру принятия какого-либо решения чиновником или судьей, которая бы в большей степени зависела от объективных данных в конкретной ситуации, чем от субъективного понимания этой ситуации конкретным человеком.

И второй момент:  надо создать систему сдержек и противовесов в уголовном праве, которая делала бы невыгодным для взяточника требовать или давать взятку в любом случае, какая бы взятка ни была. Например, если кто-то предлагает взятку добросовестному чиновнику, то чиновник имеет право получить премию от государства в трехкратном размере предлагаемой ему взятки, в случае если в результате следственных действий законным образом судом будет установлен факт передачи взятки и будут объективные данные (звуко видео запись, меченные купюры и т д,), а тот, кто предлагает взятку и совершит указанное действие, но уже «под контролем оперативников», будет осужден к реальному сроку или кратному штрафу, исходя из суммы взятки или рецидива преступлений. Таким образом, взяточнику станет не выгодно давать взятку, так как ему грозит реальный срок, а тому кому взятка предназначена будет выгодно не взять ее, так как в этом случае реальный срок может быть у него (так как ситуация может быть повернута с точностью до наоборот), а ему будет выгодно «сдать» этого взяточника и получить премию от государства в трехкратном размере предлагаемой взятки, установленной судом.

Проблемы России этим не ограничиваются, в стране растет количество наркоманов, а также объемы продаж наркотиков, нет роста общего уровня жизни населения, имеет место точечный рост (образцово-показательные поликлиники, больницы, детсады, высшие учебные заведения, школы, предприятия ит.д.) в субъектах РФ, но в общем если посмотреть ситуация удручающая как в медицине, так и в образовании. Такая «кусочность» обусловлена неравномерным распределением финансовых потоков в стране, а также отсутствием четкой политики в сфере производства и развития экономики.

Человек выйдя из школы не знает, кем он хочет стать, что будет сейчас перспективно, в каких отраслях экономики будет наибольший спрос, в чем он может себя проявить. Отсюда и бездеятельность молодежи, наплевательское отношение к учебе, в поисках легкого удовольствия появляется тяга к наркотикам, если бы как раньше страна давала путь для развития молодежи, то мы бы побороли эту проблему в корне.

Итак, найдено решение для развития образования, сначала надо определиться с приоритетами в экономике, потом уже ставить задачи образованию и выстраивать пути развития молодежи в каждой сфере деятельности необходимой обществу и государству.

Что касается медицины  и пенсионного обеспечения. Проблема же лежит на поверхности. Граждане не хотят платить за то,  что не даст им конкретного результата в будущем. Зачем платить медицинские страховые взносы, если когда вы попадаете в поликлинику или больницу, то вы не знаете четко, что вам гарантированно бесплатным медицинским обслуживанием, и какая ответственность будет за не предоставление вам этого обслуживания.  Если опять все будет решаться прямыми «денежными инвестициями» в будущее российской медицины или конкретно этой поликлиники, где вы находитесь и только тогда вы получите нужную вам медицинскую помощь.

Точно также обстоит дело с пенсионными накоплениями, государство никак не может создать систему 100% гарантий пенсионного обеспечения в будущем и постоянно переписывает правила накопления пенсии. Поэтому граждане не спешат доверять свои накопления государству на свою пенсию, а предпочитают их куда-нибудь вложить или инвестировать в недвижимость, которая как минимум не падает в цене, а еще ее можно сдать в аренду.

Единственно правильный выход из сложившейся ситуации очевиден: принять  законодательные акты, которые гарантировали бы гражданам получения достойной медицинской помощи и пенсии по старости. То есть не просто лозунги в законах писать, а прописать механизм гарантий получения перечня основных медицинских услуг согласно стандарта обслуживания, а также привлечения к ответственности работников медицинского учреждения в случае неисполнения этого закона. И привлечения к ответственности не через суды (мы все знаем их загруженность), а через органы надзора, например Министерство здравоохранения субъекта РФ.

По поводу пенсий есть еще один тезис, он связан с конкуренцией в сфере экономики. Предприятия предпочитают не платить пенсионные взносы не из-за того, что не хотят исполнять законодательство РФ, а из-за различных схем организации зарплатных выплат на предприятиях. Кто-то обналичивает средства как дивиденты под 9%, кто-то как ИП под 6%, а кто-то платит НДФЛ под 13% и еще пенсионные взносы. Создаются, таким образом, неравные условия для конкурирующих предприятий в одной сфере экономики. А также из-за контроля спустя рукава, когда конкурент платит зарплату в серую и это ему сходит с рук, другое предприятие, если не перейдет на зарплату в серую, просто будет выдавлено с рынка из-за высоких издержек, так как оно не сможет развиваться также быстро как первое, не хватит денег для выплаты кредитов и на развитие производства.

Поэтому выход очевиден: установить равные условия выплаты заработной платы для всех предприятий отрасли или одного сегмента рынка, и обеспечить равный контроль и ответственность для этих предприятий с одной стороны,  а с  другой стороны создать гарантированную систему сохранности пенсионных накоплений, например под гарантии из резервного фонда от экспорта наших энергоресурсов, чтобы каждый гражданин четко понимал что все его пенсионные платежи, которые он совершает, поступают лично ему на счет и увеличивают будущую его пенсию.

Автор: Долгий Р.М.

Добавить комментарий